Безопасность – превыше всего!
Перед началом работы необходимо окружить себя и своё рабочее пространство средствами защиты - различные растворы и составы легковоспламеняемы и могут выделять токсичные пары.
· Работайте в респираторе
· Не забываем про перчатки
· Защитите поверхность, за которой будете работать
· Помещение должно быть хорошо вентилируемым
Возможно, все защитные средства не добавят удобства при работе, но поберегут ваше здоровье и имущество.
Способы обработки.
1. Обработка ацетоном.
Самый известный и чаще всего применяемый метод обработки ABS пластика. Применение ацетона в данном случае имеет несколько вариантов.
· Обработка изделия нанесением раствора кистью.
Достаточно простой способ, только нужно учесть один момент – чтобы поверхность была гладкой, а мелкие детали не смазанными, используйте кисть подходящего размера. Например, для фигурки высотой до 15 см и окружности примерно 5 см, рекомендуется применять обычную кисть для рисования №5-6 и меньше, в зависимости от особенностей вашего изделия. Если же применить кисть молярную, то возможны разводы и неравномерное соотношение ацетона по поверхности фигуры (где-то больше, где-то меньше), что приведёт к потере пигмента пластика.
· Холодная баня.
Способ так же не сложный. Возьмите ёмкость с бортиками (например, стеклянную или алюминиевую), поставьте в неё изделие на подставке. Добавьте немного ацетона на дно ёмкости (касаться модели жидкость не должна). Закройте конструкцию обычной банкой или специальной пластиковой формой. Благодаря парам, выделяемым ацетоном, поверхность изделия станет более глянцевой уже минут через 20.
И ещё один немаловажный пункт! Не используйте подставку из дерева. Оно имеет пористую структуру, что влечёт за собой прилипание. Как следствие – отделить модель от поверхности подставки будет проблематично.
· Горяча баня.
Принцип обработки такой же, как и в холодной, только ёмкость с ацетоном и изделием необходимо подогреть. Если у вас нет специального столика с прогреваемым покрытием, воспользуйтесь электрической плитой. Но, ни в коем случае не делайте этого на плите с открытым огнём (например, газовой) во избежание пожара.
Похожего результата вы можете добиться, используя вместо ацетона дихлорэтан. Кстати, эти два вещества объединяет ещё один факт – если забудете о своём изделии в процессе ожидания результата, то вам не избежать деформирования фигуры. Могут сгладиться как мелкие декоративные детали, так и полностью вся конструкция.
2. Шлифование.
Если у вас модель не изобилует мелкими деталями и предполагает дальнейшую покраску, то шлифовка – ваш вариант! Такой способ подойдёт для избавления от явных недостатков, ненужных шероховатостей и неровностей.
Главное правило – начинайте шлифовку крупным зерном, переходя к более мелкому (от 150 до 1000, в зависимости от особенностей вашего изделия). Например, для толщины слоя в 200 микрон и ниже можно начать с зерна в 150.
Шлифовать нужно аккуратно, круговыми движениями. Иначе есть риск повредить изделие.
Ещё один ключевой момент - не переусердствуйте и не применяйте чрезмерную силу в процессе. В противном случае, вы испортите всю геометрию модели.
3. Покрытие эпоксидной смолой.
Этот способ нельзя назвать самодостаточным. Смола заполнит пробелы между слоями только после предварительной шлифовки.
Смешайте смолу с отвердителем в том соотношении, который указан в инструкции. И покройте ей модель специальным аппликатором. Для лучшего эффекта, наносите по одному тонкому слою за раз. После высыхания эпоксидной смолы, снова отшлифуйте изделие, удалив образовавшиеся недостатки. Делайте это мелким зерном (1000 и больше). При необходимости повторите процедуру.
Сразу оговоримся – слои от шлифовки могут проглядывать сквозь смолу. Но, визуально это будет не критично из-за «зеркальной» поверхности.
Мы описали самые популярные способы постобработки изделий, созданных на 3D принтере. Не бойтесь экспериментировать. И тогда вы точно найдёте самый оптимальный для себя вариант.